логотип НССМО
Общероссийский профессиональный союз
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПО СОВРЕМЕННОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

статьи












Статья опубликована в дискуссионной
подборке материалов.

См. другие статьи
на тему

«Информационные технологии в современной культуре»

Арам Энфи

Как не стать врагами
информационных технологий



Данную публикацию можно рассматривать в качестве коррелятивной по отношению к статье доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории В. Медушевского «Как не стать рабами информационных технологий», в которой её автор, апеллируя в том числе и к авторитету Библии, ассоциирует информационные технологии с «речью, принципиально отказавшейся от освящения славою красоты Божией», «смертоносными буквами, не несущими в себе духа жизни» и т.д.*

Альтернативная же точка зрения на эту проблему представлена ниже.

Как известно, одним из трёх столпов непрофанного музыкознания является аксиоматический предикат онтологической связи музыки с числом, числовой системой и сакральной математикой. В своём труде «Основной вопрос философии музыки» А. Ф. Лосев пишет: «Музыка теснейше связана с числом, числовыми отношениями, математикой в целом и её отдельными теориями. Только идеальность численных отношений можно сравнить с эйдетической завершенностью музыкальных образов… Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нём выразительно. Музыка — это жизнь Числа во Времени».

И, конечно же, эта пропозиционная «матема» музыкознания была легитимирована задолго до А. Ф. Лосева, ибо наиболее выдающиеся философы музыки (Пифагор, Никомах, Кассиодор, Августин, Боэций, Царлино, Мерсенн, Одоевский, Ганслик и другие) всегда интуитивно чувствовали, что в музыкальных звуках «закодирована» некая числовая информация, посредством которой музыка, отображая на земле Божественную Гармонию Космоса (первый столп непрофанного музыкознания), способна оказывать на людей не только мощное эмоциональное и эстетическое воздействие, но и глубоко трансформировать внутреннее психологическое состояние человека, фундируя его мировоззрение, идеологию и этические установки (второй столп непрофанного музыкознания).

Концепция Головерсума Бома-Прибрама-Казначеева, упраздняя дихотомию «сознание-материя», постулирует существование двух ипостасей реальности: материальной, где мы экзистенцированы в пространстве-времени, и другой, не являющейся эпифеноменом материальной, чисто информационной, где мы трансцедентированы в структуре поля Сознания согласно кодовому принципу генерации самоорганизующихся фракталов.[1] При этом современная научная парадигма рассматривает Универсум в качестве Вселенского Сверхразума, имплицитно творящего предвечную «информационную симфонию», благодаря управляющим функциям которой, отображённым в сфере архетипов (эталонных метаструктур и метаалгоритмов), поддерживается всеобщее единство Мироздания и его Космический порядок, коррелирующий с законами музыкальной гармонии. В частности, управление геномными программами человека согласно описанной модели осуществляется на принципах нелинейной динамики, использующей такую музыкальную атрибутику как «мелодия», «гармония», «ритм» и т.д.

Новый научный взгляд на информацию как на меру организации, упорядоченности, структурированности и определённости всего сущего созвучен основным представлениям пифагорейско-платоновской космологии, аристотелевско-телеологического гилеморфизма, а также различным трактовкам христианской нумерологии и антропологии, где Божественное созидающее начало, которое преподобный Максим Исповедник называл «умно структурирующим Логосом» [2], с точки зрения современной теории информации мыслится в качестве идеально программирующей Информационной Матрицы [3]. Также и не искажённая ортодоксальной догматикой*** вдумчивая расшифровка библейских метафор позволяет расслышать и распознать в них гимн божественным информационным технологиям, гармонично согласующим «матему» и «поэму» Бытия.

И в этой связи представляется отнюдь не случайным тот факт, что первым информационным теоретиком и программистом в истории человечества оказался гениальный учёный-энциклопедист и теолог XVII века Готфрид Вильгельм Лейбниц, который, будучи создателем концепции Предустановленной Божественной Гармонии и Благого Миропорядка, Монадологии, описал используемую в современном компьютинге систему бинарно-цифрового кодирования и раскрыл её чрезвычайную значимость для прогресса человеческой цивилизации. Примечательны известные афоризмы Лейбница «Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике», «Музыка есть радость души, которая вычисляет, сама того не сознавая» [4], которые некоторые сегодняшние исследователи пытаются даже экстраполировать на анализ содержания музыкальных артефактов с помощью информационной энтропии Шеннона [5]. Ну а лейбницианское подтверждение той идеологемы, что духовное и математическое миропонимание друг друга не только не исключают, но и гармонично дополняют, развил в 20-м веке «отец кибернетики» Норберт Винер, который говорил о применимости теории информации также и для процессов социально-психологического характера… [6]

И вот, в ряде современных когнитивистских теорий психическая деятельность человека рассматривается уже в качестве процесса переработки информации, сводящегося к интериоризации «образов внешнего мира» в ноуменальное состояние по схеме обратной информационной связи, с прохождением афферентного сигнала через ряд последовательных преобразований, завершающихся его итоговой перекодировкой в акцепторный психокод.[7] Причём, в отличие от классической «символической парадигмы» когнитивной психологии, коннекционизм оперирует субсимволическим языком алгоритмических вычислений векторных мультипроцессоров с их многоуровневой параллельной обработкой информации. Такая субсимволическая модель сознательно-интуитивного процессинга используется и в разрабатываемых сегодня когнитивных теориях эмоций, в том числе сугубо информационных. Ну а валидный для всех подобных моделей формат кодирования информации субстанцирует ту идею, что физический мир отражается в психике особым образом, не сводимым ни к стимульным рецепциям, ни к простым вычислительным формализациям и симуляциям, поскольку энграммное психокодирование ментальных репрезентаций образует сложные паттерны, церебральная структуризация которых, обладая эмерджентными свойствами, распределена по различным зонам головного мозга. При этом сам головной мозг в процессах мышления непосредственным образом не участвует, гипотетически выполняя в них лишь роль интерфейса по виртуализированному взаимодействию (согласно Теории квантового нейрокомпьютинга Хамероффа-Пенроуза) с метакиберструктурами информационного поля Сознания.[8]

На различные трансценденции, связанные с информационными феноменами «иной реальности», указывают также и открытия в таких традиционных областях психологии как психология бессознательного, психология адаптаций, структурная психология, функциональная психология, гештальт-психология и т.д. С другой же стороны, современная психоэндокринология, психоневрология и психогенетика свидетельствуют об информационном локусе нейропептидных гормонов как о материальном субстрате семиозисного процесса сущностного кодирования [9], криптограммы которого, транслируясь в квантово-волновые структуры генома человека, выполняют роль оценочного маркера его этически наиболее значимых поведенческих паттернов, что позволяет ввести в научный дискурс дисциплины «психология сублимации» (sublimation psychology) и «этическая семиотика» (ethical semiotics), оперирующие такими понятиями как «сущностной код» (essential code), «сущностной психонейроэндокринный статус» (essential psychoneuroendocrine status), «сущностной R-Е нейропроцессинг» (essential R-Е neuroprocessing), «сущностная геномно-гормональная рецепция» (essential genome-hormonal reception), «сущностная трансмутация» (essential transmutation), «витальная информационная система» (vital information system) и т.д.[10][11]

И вот, всё это, вкупе с появлением работ по информационной эстетике таких авторов как А. Моль, М. Бензе, X. Франк и др.[12], привело уже к созданию Теории Сущностного Кодирования** (ТСК, Essence Coding Theory, ECT), которая претендует сегодня на роль этического и неразрывно связанного с ним эстетического базиса Новой Мировоззренческой Парадигмы.[13][14]

ТСК — это целостная метанаучно-эвристическая доктрина, согласно которой сущностные параметры каждого человека в течение его жизни на физическом плане подвергаются процессу специфичного биоинформационного кодирования, приводящего, кроме всего прочего, к формированию матрицы кодов той потенциально вечной информационной субстанции, которая, в терминологии древних и новых антропокосмологических учений, узнаётся под названием «бессмертная душа человека». При этом понятие «сущностные параметры» в контексте ТСК определяется как совокупность наиболее важных и значимых для прогресса человечества, а потому и «находящихся под юрисдикцией» объективного информационного Закона Совести качеств этической и творческо-познавательной атрибутивности, в число которых входят: достоинство, честность, справедливость, самобытность, способность любить и сострадать, эмпатия, великодушие, воля, креативность, пассионарность, перфекциональность и т.д.[15]

Положения ТСК имеют эксплицитные корреляты в области этической семиотики, согласно которой Сущность человека — это вероятностно заданная проявленность семантического поля, в аттрактивной среде которого наиболее важные этические качества эволюционно зрелой личности реализуются благодаря её способности спонтанно генерировать нетривиальные «семантические фильтры», позволяющие ей сохранять в экстрим-ситуациях свою бессмертную основу — сущностную индивидуальность. Полная же экспликация этой предпосылки осуществляется посредством новых психолого-философских понятий, тесно аффилированных с терминологическим контентом ТСК: «этические уровни» (ethical levels), «пассионарно-эволюционная этика» (passionary-evolutionary ethics), сублимационная эстетика (sublimation esthetics), «экзопсихологический контроль» (exopsychological control), «дремлющие геномные программы» (dormant genomic programs), «матрицы сущностных стандартов» (matrix of essential standards), «детектор сущностных ошибок» (detector of essential errors), «код духовного чина» (code of spiritual rank) и т.д.[15]

Провиденциальной, а в мирском понимании — стимулирующей и катализирующей для появления ТСК оказалась безальтернативная необходимость кардинальной трансмутации современной профанной культуры, которая, аксиологически редуцируя в сторону партикуляризации, десакрализации и полной утраты своих онто-фундаментальных смыслов, не в состоянии более поддерживать этико-ценностные регуляторы социума без адекватного переосмысления дилеммы «жизнь/смерть» в её обусловленности дихотомией «добро/зло». Ведь именно благодаря концепту ТСК данная проблематика из разряда метафизических перешла уже в разряд научных, сведясь к верификации процессов номогенезного мониторинга и эволюционного тестирования ряда этико-эстетических компетенций землян с целью их сущностной корректировки или выбраковки.

Наследуя сотериологический идеал Благодати-Преображения-Спасения и апеллируя к танатосной энтелехии сущностного бессмертия, негэнтропийный концепт ТСК на новом гносеологическом уровне утверждает эволюционную этику Духовного Вознесения (Сублимации) к Образу и Подобию Божию.[16][17] Ну а поскольку тем уникальным «транскодером», который этот Образ способен адекватно идентифицировать, является трансцендентальная апперцепция, интентная лишь творческой фантазии и воображению Художника, то роль трансформационного инструмента эстетико-сублимационного инсайта (esthetic-sublimation insight) в концепте ТСК выполняет Искусство, и прежде всего — Музыка как наиболее универсальный метаязык интуитивно-провидческого познания Бытия и мистического постижения Сущего.

Возвращаясь же теперь к исходной герменевтической актуализации фундаментальных основ непрофанного музыкознания, можно констатировать, что их каузальный модус впервые явственно обнаружил себя именно в свете методики ТСК, которая позволяет определять истинную ценность и значимость музыки исходя из потенциала её сущностного воздействия. Ну а банальный скепсис в отношении этого принципиально нового и прорывного «ноу-хау» музыкознания в духе спекулятивного антитезирования его «алгебры и гармонии» ("кодировочной матемы и вдохновенной поэмы») представляется заведомо несостоятельным по причине архисложности механизма сущностного кодирования как полиморфного, полиреактивного, синергически-многоуровневого процесса, обладающего совершенной природой и онтологическим статусом.

Действительно, нейрофизиологические исследования показывают, что музыка, выступая в роли матрицирующей гиперпрограммы, может перестраивать отношения между полушариями головного мозга, управлять состоянием его лимбической системы и дефолтной сети нейронов [18], а также процессами синтеза ряда нейрогормонов и нейромедиаторов (гипофизарных, эпифизарных, гипоталамусных, кортексных), которые, будучи носителями сущностных ситуационных кодов, обуславливают этическое поведение людей и принимают участие в формировании их сущностно-информационной Матрицы. При этом понятно, что ценность музыки в рассматриваемом аспекте может быть полярной, а единственным её объективным критерием служит научно верифицируемый «индекс иммортализационности» (immortalization index), выражающейся в способности помогать людям реализовывать свой потенциал сущностного бессмертия, либо же наоборот — его аннигилировать. Ну а поскольку аннигиляционное воздействие музыки как «сущностного деструктора» в реалиях современной масс-медиа-культуры явно превалирует, то данная проблематика оказывается ключевой в сотериологической методологии Арт-гуманитарных практик (Art-humanitarian practice)[19][20][21], приоритетность использования в психотехнике которых музыки, созданной именно с помощью цифровых технологий, объясняется следующими причинами:

1. Тропика функционирования искусственных нейрокомпьютерных интерфейсов показывает, что головной мозг является информационно-аналитическим органом, использующим метод математического моделирования рядами Фурье[22], и поэтому естественной для него является сигнальная информация не аналоговая, а именно цифровая[23]: источником построения церебральной голографической записи служат возникающие в коре мозга волновые импульсы, квантуемые и кодируемые на множестве взаимодействующих друг с другом нейронов[24]. То есть в аспекте восприятия звука мозг выполняет функции аналого-цифрового преобразователя (АЦП), а значит какую бы музыку мы не слушали, пусть даже изначально аналоговую, наш мозг всё равно преобразует её в цифровую и именно в таком виде она будет воздействовать на нейроэндокринную систему организма, участвуя при этом в формировании наших сущностных гормональных кодов.

2. Любая оцифрованная музыка — это система числовых кодов, которая в компьютерной распечатке представляет собой некую «кодировочную партитуру». Разумеется, визуально прочесть и «услышать» такую партитуру, подобно нотной, невозможно, но профессиональная работа с цифровым звуком в области академической электронной музыки формирует у музыканта интуитивное восприятие того весьма значимого в сущностном отношении эстетического феномена, который можно было бы метафорически назвать «эстетикой чувства числа».[25]

3. Помимо чисто технических, серьёзная электронная музыка обладает и множеством достоинств сугубо художественных: тембральных, фактурных, интонационных, динамических, экспрессивных, нюансировочных и т.д., что, конечно же, предоставляет возможность получения весьма тонких и точных параметров цифрового кодирования, которые, в свою очередь, прямым образом отражаются на богатстве и качестве кодировочной партитуры цифровой музыки, а значит и на её ценности и эффективности в аспекте сущностного воздействия.[26]

4. Творчество в области цифровой музыки предполагает негэнтропийную работу по «сонористической культивации» в виде осмысленного конструирования, упорядочивания и структурирования различных звуковых элементов, используемых прежде всего для создания художественно ценных тембров, максимально очищенных от вредного в музыкальном отношении «информационного шума».

5. Адекватность выразительных средств концептуальной электронной музыки прогрессивным научно-технологическим реалиям современности придаёт создаваемому ею Сублимирующему Образу ещё и дополнительный дивинационный потенциал Космического Вознесения. Конечно, главное здесь — «ранг» композитора, который, согласно ТСК, коррелирует с его духовным чином, но при условии конгениальности авторов, пишущих музыку традиционную и электронную, сущностное воздействие второй прогностируется выше.

Именно поэтому на роль флагманского жанра приоритетно претендует сегодня «Симфо-электронная музыка» (СЭМ, Sympho-electronic music, SEM), беспрецедентный сущностной потенциал которой обеспечивается третьим базальным принципом СЭМ-концепта, задекларированным как «ноэматическая теургичность» (noematic theurgy).[27] [28] [29]

Безусловную перспективность и значимость в свете информационного концепта ТСК обретают также и введённые в курс преподавания ассоциированных с СЭМ дисциплин актуальные музыковедческие дефиниции и таксономии: «темброведение» (timbreology), «эмотивная типология тембра» (emotive timbre typology), «класс органов» (class of organs), «симфо-электронный орган» (sympho-electronic organ), «сонорный анализ» (sonoristic analysis), «сонорная матрица» (sonoristic matrix), «сонорный репер» (sonoristic bench mark), «сакральная акустика» (sacral acoustics) и т.д., что, надо полагать, убедительным образом свидетельствует о методологической действенности и плодотворности использования информационных технологий как инструмента музыковедческих инноваций.[30] [31] [32] •



* Первичный материал на эту тему и редакционный комментарий к нему см.: А. Энфи. Цифровые технологии как инструмент музыковедческих инноваций, «Музыка и Электроника» №3/2013, с.5.

** Название «Теория Сущностного Кодирования» (ТСК) введено с авторским предписанием постановки ударения в слове «Сущностного» на второе «о». Соответственно, все производные термины в контексте ТСК произносятся с таким же ударением: например, «сущностной код», а не «сущностный код» и т.д.

*** Понятие «ортодоксальная догматика» употребляется здесь вовсе не как тождественное понятию «православная догматика», а в самом общем значении, то есть как обозначение неуклонного следования каким-либо незыблемым идеологическим установкам, которые вполне уже могли утратить свою прежнюю актуальность.


    ЛИТЕРАТУРА
  1. Академик В.П. Казначеев: «В наших лабораториях накоплены экспериментальные данные, во многом подтверждающие известные гипотезы Д. Бома и К. Прибрама о том, что вокруг Земли существует голографическое пространство, и все атомно-молекулярные и интеллектуально-психические процессы составляют лишь фрагменты гигантской вселенской голограммы… Голографические фракталы, о которых говорили Бом и Прибрам, существуют, изменяя наши представления о реальном или виртуальном мире.» (Тимофеев И. Е., Коршунов И. В., Бреккель В. И., Куда идешь ты, человек? Творческая работа школы «Новой физики». Тольятти, 1997) «Голографический Универсум (Тонкий и физический миры) — это универсальная космическая голограмма, неотрывными частями которой являются человек и его сознание» (Казначеев В.П., Трофимов А.В. Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете Земля: Проблемы космопланетарнойантропоэкологии. Новосибирск: Наука, 2004)
  2. Преподобный Максим Исповедник. Полное собрание творений. Издательство: Мартис, 1993 г.
    Винер Н. Кибернетика и общество. — М.: Иностранная литература, 1958 г.
  3. Шеховцова Л. Ф. К вопросу об онтологии души как энергоинформационных взаимоотношениях. Метапарадигма: богословие, философия, естествознание: альманах. — Санкт-Петербург: Изд-во НП-Принт, 2013. — Вып. 1 C. 85-98.
  4. Leibniz G. W. Memoires de lAcademie Royale des Sciences (Paris, 1703), 110-116.
  5. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1963. — 830 с.
  6. Винер Н. Кибернетика и общество. — М.: Иностранная литература, 1958 г.
  7. Simon, G. Information-processing analysys of perceptual processes in problem solving // Psychol. Review. 1969.
  8. ХамероффС.,ПенроузР. «Оркестрованнаяобъективнаяредукцияквантовойкогерентностивмикротрубочкахмозга: ”Orch OR“ модельсознания» // Mathematics and Computer Simulation 40, 1996 г.
  9. Белкин А. И., Ракитов А. И. Гормоны в информационной структуре человека: концепция и гипотезы // Вопросы теоретической и практической психоэндокринологии, Сборник научных трудов МНИИ Психиатрии, стр. 5-21, Москва, 1989.
  10. Энфи, А. Психология сублимации (монография). Публикация Арт-гуманитарного Центра — Москва, 2013 г.
  11. Энфи, А. Этика и эстетика: информационный концепт (монография). Публикация Арт-гуманитарного Центра — Москва, 2005 г.
  12. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. — М.: Мир, 1966.
  13. Энфи, А. Теория сущностного кодирования (монография). Публикация Арт-гуманитарного Центра — Москва, 1991 г.
  14. Энфи, А. Теория сущностного кодирования как этический базис мировоззренческой парадигмы 3-го Тысячелетия // Сборник научных трудов Международной Конференции «Валеология и Эниология 3-го Тысячелетия", Ялта/Симферополь, 2007 г.
  15. Энфи, А. Музыкознание в цифровую эпоху (монография). Публикация Арт-гуманитарного Центра — Москва, 2003 г.
  16. Вышеславцев Б.П. Этика сублимации как преодоление морализма // Путь. 1930. №23.
  17. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати // М.: Республика, 1994.
  18. Bondaremko V., Yevin I. Attractor network model of music tonality and controlling chaos in the brain, New York, 2006.
  19. Энфи, А. Арт-гуманитарные практики (монография). Публикация Арт-гуманитарного Центра — Москва, 1999 г.
  20. Энфи, А. Симфо-электронная музыка как инструмент глубинно-сущностной психотерапии в арт-гуманитарных практиках — Психологическая газета. — 11.07.2011.
  21. П. Гаряев, А. Энфи. Этика, Духовность… Онкология, Вич… (Новый взгляд на проблему онкологии и ВИЧ-инфекции в свете Лингвистико-Волновой Генетики и Теории Сущностного Кодирования на материале российских и других социо-культурных реалий)//Новые Медицинские Технологии/№ 11 за 2010 год, с. 51-72, М: «Медиздат»
  22. Ronald N. Bracewell. The Fourier Transform and its Applications. McGraw-HillBookCompany, 1986.
  23. Ганин И.П., Шишкин С.Л., Кочетова А.Г., Каплан А.Я. Интерфейс мозг-компьютер на волне P300: исследование эффекта номера стимулов в последовательности их предъявления //Физиология человека/HumanPhysiology, том 38, № 2, с. 5-13.
  24. Евин И.А. Музыка и мозг. Сб.: Языки науки — языки искусства. Москва, РХД, 2004.
  25. Энфи, А. Музыкознание в цифровую эпоху (монография). Публикация Арт-гуманитарного Центра // Москва, 2003 г.
  26. Энфи, А. Век электронной музыки / Звукорежиссёр // № 6/2003, с. 54-58.
  27. Энфи, А. Так что же это такое — «симфо-электронная музыка»? // Музыка и время. — 2011. — N 4. — С. 67-71.
  28. Энфи, А. Симфо-электронная музыка: Генезис // «Проблемы музыкальной науки», 2013, № 1 (12) — С. 36-41.
  29. Энфи А. «Симфо-электронная музыка — приоритет России», Педагогика искусства, № 3, 2012 год.
  30. Энфи, А. О концепте преподавания учебной программы «Академическая электронная музыка» // «Проблемы музыкальной науки», 2013, № 1 (12), стр. 269-271.
  31. Энфи, А. Цифровые технологии как инструмент музыковедческих инноваций // «Музыка и электроника», № 3/2013 г., С. 5.
  32. Энфи, А. Темброведение: понятия «класс органов» и «симфо-электронный орган» как первые «подопечные» эмотивной типологии тембра // Сборник материалов Всероссийской конференции «Музыкально-цифровые технологии в современной культуре: образование-творчество-медиа», Москва/Уфа — 2013.


Статья опубликована в дискуссионной подборке материалов. См. другие статьи на тему
«Информационные технологии в современной культуре»

Арам Энфи
Арам Энфи
композитор,
г. Москва