логотип НССМО
Общероссийский профессиональный союз
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПО СОВРЕМЕННОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

статьи

Елена Орлова

Модернизация направлений
и средств обучения как важнейшее условие
усиления роли художественного образования
в духовно-эстетическом воспитании
новых поколений

(к выступлению на XII Общероссийской научно-практической конференции
«Ценностно-смысловые ориентиры художественного образования детей»
(13–15 июня 2013 г. Гусь-Хрустальный)



Мы живём в переломный период — начала цифровой эры земной цивилизации, а вместе с тем смены возможностей и технических средств обучения искусству, художественного образования в целом. И задача широкой общественности, специалистов разных направлений и профилей начального, среднего и высшего образования, сохранив лучшие отечественные традиции, скоординировать усилия по обновлению стратегии педагогической деятельности в соответствии с духом и запросами времени. Короче, способствовать её ребрендингу — восстановлению авторитета и роли в духовно-эстетическом воспитании нового поколения. Но что предпочтительнее — постепенный эволюционный путь изменений или революционный способ решения давно назревающих проблем?

По большому счёту система музыкального и, шире, художественного образования сейчас стоит на пороге революционных изменений, если не сказать потрясений. Необходимость перемен ощущается давно (в музыкальном образовании этому, в частности, во многом способствует устаревающий перекос в сторону массовой подготовки музыкантов-исполнителей, нацеленных на престижные победы в международных конкурсах виртуозов). Но с наступлением цифрового XXI века, появлением новых креативных технологий, резко увеличивающих возможности реализации творческих способностей самых разных людей, кардинальное решение накопившихся проблем стало особенно явственным и всё более ожидаемым.

Неизбежность грядущей революции ожидают все. И «верхи» — в лице самой образовательной системы, которая чувствует сильное ослабление конкурса среди абитуриентов (а подчас и просто их отсутствие). И «низы» — те новые поколения учащихся и их родителей, которых в основной своей массе не увлекают ни направления и практические методы обучения, ни перспективы получения тех или иных навыков и умений, которые могли бы пригодиться не только в будущей профессии, но и в жизни вообще.

Особенно остро касается это педагогов-музыкантов. В век массового дизайна, тотальной тиражируемости, преобладания внешнего (подчас поверхностного) над внутренним (и глубоким) музыка, как вид искусства, в современной культуре уступает пальму первенства искусству изобразительному. И здесь к месту, хотя и с долей сожаления, вспоминается поговорка: «бывает, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Композитор и интересный мыслитель Владимир Мартынов по своему заостряет эту тему в своей книге-размышлении «Конец времени композиторов».

Да, музыка уходит с пьедестала самодостаточности, но её роль в синтетических формах искусства, в разнообразных жанрах, объединяющих разные формы художественного творчества, по-прежнему существенна. Заметна тенденция возврата к доклассическим формам бытования художественного творчества. Вспомним об их квинтэссенции, о которой писал священник и философ Павел Флоренский в своей книге «Храмовое действо как синтез искусств». Или о мечте Эдуарда Артемьева — создании впечатляющего действа в жанре мистерии, объединяющего образно-выразительные возможности современной световой, музыкально-звуковой, художественно-сценической техники.

Но как пойдут возможные революционные преобразования — это большой вопрос, зависящий от усвоения уроков истории. По сценарию «меньшевиков», путавшихся в веригах прошлого и погрязших в дележе доставшегося наследства, или по сценарию сметающих все накопленные ценности «большевиков»? А ведь, если решение по обновлению системы художественного образования будет формальным или половинчатым, тогда «народная инициатива» возьмёт своё, и движение будет необратимым, а официальная система художественного образования — невостребованной.

Сейчас мы не можем игнорировать новые формы бытования музыки и искусства в целом, которые существующая система образования пока не замечает, отказывая в выделении соответствующих самостоятельных образовательных стандартов или т.н. предпрофессиональных предметов.

Мы видим, в частности, что появляется устойчивый интерес учащихся к новому музыкальному инструментарию, техническим средствам обучения. И возникнет пропасть, если педагогика не обратится к ним. Разрыв только усилится, если система и дальше будет препятствовать появлению новых образовательных направлений и стандартов. В стандартах 3-го поколения пока нет ни слова о специальной подготовке преподавателей новых музыкальных направлений. И потому выпускники, притом даже вузов, не знают многого элементарного и столь нужного современному музыканту: как записать собственное исполнение или игру учеников для её анализа или презентации, как сделать цифровую запись аккомпанемента, в т.ч. «минус голос», как аранжировать музыку к праздничному мероприятию, как воспользоваться появившейся возможностью игры и аранжировки на электронном клавишном инструменте, а также с помощью миди-клавиатуры компьютера и т.д. и т.п. — а в целом: как использовать для себя, для своей профессии музыканта возникшие поистине безграничные технические возможности?

Пора уже — по аналогии — озвучить задачу «всеобщей музыкально-компьютерной грамотности» (а также, если угодно, «изобразительно-компьютерной») и важность её осознания в ходе реформы системы музыкального образования. Назрела необходимость, в частности, не только выборочного и усечённого преподавания «музыкальной информатики» (с усвоением основ только лишь компьютерной нотации), но и знакомства со всем комплексом музыкально-компьютерных технологий на всех отделах и факультетах учебных заведений. Ликбез в этой области должен коснуться всех и каждого.

Вместе с тем, в этой области должны функционировать и самостоятельные образовательные направления (на основе государственных образовательных стандартов) — для основательной подготовки специалистов соответствующей квалификации в вузах и ссузах, которые могли бы уже потом квалифицированно преподавать музыкально-компьютерные технологии и электронный инструментарий, в т.ч. и в школах. (Сейчас же в вузах возможно обучение не на основе отдельно выделенных стандартов, а только в рамках «несамостоятельных» профилей стандартов: профиля «Музыкально-компьютерные технологии» в рамках широкого стандарта «Педагогическое образование» или профиля «Компьютерная музыка и аранжировка» — стандарта «Музыкознание и музыкально-прикладная деятельность»).

«Электронные музыкальные инструменты» — пример одной из тщательно разработанных современных программ (обучение по её основам, кстати, успешно ведётся фактически уже почти 15 лет). Исходя из задач нынешнего этапа министерской реформы системы ДШИ, она на настоящий момент представлена как «общеразвивающая». Но эта программа является хорошим образцом такой программы, которая может вскоре стать основой будущей «предпрофессиональной программы» для школ, а также стержнем для ближайшей разработки аналогичного самостоятельного образовательного стандарта на уровнях вузов и ссузов.

Цифровая революция в культуре XXI века уже свершилась. В связи с этим возникает актуальный вопрос: если реформа системы музыкального образования всё же выберет путь эволюции, насколько длительным и сложным он будет? •

Елена Орлова
Орлова Елена Владимировна
/председатель НССМО/
кандидат искусствоведения,
член Союза композиторов России,
директор Объединённой редакции образовательных
и научно-методических журналов по искусству,
г. Москва